Ташкентский столп Жамшида Гаипова

 

Самая большая в Узбекистане деревянная резная колонна вскоре займет свое место в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана.

Ее создатель - потомственный резчик по дереву Жамшид Гаипов.

Представитель седьмого поколения династии ташкентских мастеров «ёгоч уймакори» - резчиков по дереву, он в свои тридцать лет стал не просто продолжателем семейной традиции, но и основателем своей школы художественной резьбы по дереву.

Резьба по дереву издревле была и остаётся до сих пор одним из традиционных и наиболее распространённых видов народного декоративно-прикладного искусства. Резные пеналы (каламдон) и подставки для книг (лавха), столики и декоративные блюда, элементы декора помещений и колонны - не счесть всех изделий, украшенных кружевной вязью замысловатых узоров, которые выходят из дерева под резцом мастеров.

Традиции ташкентской школы резьбы по дереву складывались веками. Их сохраняют в своем творчестве современные мастера О. Файзуллаев, А. Азларов, Г. Юлдашев, С. Рахматуллаева, Х. Адылов, А. Абдурахманов, А. Аширов, Б. Ганиев, З. Исамухамедов.

В искусстве резьбы по дереву имели распространение два способа: фоновая - с плоско-рельефным узором и углубленным фоном, а также бесфоновая - с трехгранно-выемчатым, скобчатым и врезанным узором. Работы ташкентских усто отличаются сочетанием фоновой резьбы по дереву с плоскостно-рельефным узором. Такой способ резьбы требует большого технического мастерства и профессионального совершенства. Узоры, в которых используются растительные и геометрические орнаментальные мотивы ислими, гулли гирих и другие, ташкентские мастера вырезают, следуя сложившейся традиции, на двух-трех уровнях, фон отличается средней углубленностью.

В окантовке (пардоз) применяют все способы оформления. Отличительная особенность ташкентской школы резьбы по дереву - это применение подцветки поверхности рельефа, а также покрытие его лаком.

Жамшид Гаипов в совершенстве овладел техникой ташкентской школы, впитанной им, в прямом смысле, с молоком матери. Мать Жамшида, Мухаррам Ибрагимова, единственная в Узбекистане и в Центральной Азии женщина, удостоенная звания народный художник.

Она - искусный резчик по дереву, продолжательница дела своего отца, ташкентского усто Нигмата Ибрагимова, - передала своему сыну все секреты древнего ремесла, которые развила в своей многолетней работе.

Обратите внимание на этот фрагмент резной двери, здесь просматриваются все уровни резьбы. Молодой мастер мечтает о том, чтобы получившие в его творчестве основы семейных традиций резьбы по дереву, нашли дальнейшее развитие в его индивидуальном почерке. Работая по вдохновению, он углубляет резные узоры до четырех уровней, филигранно обрабатывая дерево, буквально поющее в его руках. Создает новые узоры, креативно использует современные материалы, расширяя функциональные возможности резных изделий (ширм, потолочных панно) за счет подсветки.

Изделия молодого Усто Жамшида Гаипова украшают и официальные учреждения, и частные коллекции. Богато украшенные сложными узорами, инкрустированные перламутровыми элементами или стразами, литыми латунными украшениями, они поистине роскошны.

Жамшид не ограничивается только собственным творчеством. Его мечты масштабны. Он создал две большие мастерские по принципу "Усто - шогирт" ("Мастер - ученик"), в которых обучает учеников искусству резьбы по дереву. В каждой из них работают не единицы, а десятки обученных им резчиков. Открыл усто и цех литья, для того, чтобы изготавливать латунные художественные вставки для декорирования резных дверей, ручек. Так Ж. Гаипов способствует не только сохранению и развитию дедовских традиций, но, что немаловажно в наше время, обеспечивает работой молодежь, которая идет на смену старым мастерам.

Он не гонится за успехом, успех сам находит его. Творческие поиски, упорство, трудолюбие и стремление работать над собой принесли ему признание. Молодой художник возглавляет работу Центрального выставочного зала Академии художеств Узбекистана. И продолжает воплощать в жизнь свои мечты.

Одна из них - создание большой резной колонны, которую Жамшид решил установить в Центральном выставочном зале АХ Узбекистана.

Долгими ночами не знал он покоя, пока замысел не сложился в воображении. Работа длилась не один месяц.

Вырезались отдельные грани полой колонны, украшались перламутровыми вставками и латунными элементами.

Длина колонны будет достигать 15 метров , диаметр - полутора.

Установлена она будет на резной опоре, стоящей на восьмиграннике, а увенчана куполообразной деталью.

Колонна почти готова. Вместе с группой veb-журналистов, которых резчик пригласил в одну из своих мастерских, посчастливилось увидеть этот столп. Великан возлежит на ватных подушках во дворе дома, где вырос Усто Жамшид Гаипов. Колонна обещает стать новой достопримчательностью Ташкента.

Тамара Санаева.

http://mediacult.doira.uz/Tashkentskii-stolp-ZHamshida-Gaipova

 

 

 

Резьба по дереву. Мухаррам Ибрагимова и Жамшид Гаипов

Странно, что по-настоящему выдающиеся люди совсем неизвестны широкой публике. Нет, они достигли вершин известности в узкоспециализированных кругах друзей, соратников и поклонников, но про них совсем не пишут новости и не снимают репортажи для ТВ. И даже Интернет, великий и могучий всезнайка, обошел их своим вниманием. Будем эту несправедливость устранять.


Мухаррам

…В махалле,  в районе Кукчи, живет удивительная женщина — Мухаррам Нигматовна Ибрагимова. Будучи совсем юной девочкой, она в совершенстве освоила сложнейшую технику резьбы по дереву.  К слову, знаменитые русские резчицы, виртуозно вырезающие ложки, используют липу, а липа — дерево мягкое, ласковое и податливое.  Другое дело — орех и чинара, твердые породы дерева, требующие недюжинной  силы.  Испокон веков отечественные мастера-резчики именно орех и чинару используют для работы. В этой профессии преимущественно работают сильные мужские руки. Как удалось освоить подобное хрупкой девочке, и пронести мастерство через всю жизнь, и добиться признания среди признанных мастеров — удивительно…


Мухаррам с родителями

Мухаррам родилась  1 июля 1949 года в Ташкенте. Ее отец  Неъмат Ибрагимов, заслуженный деятель искусств Узбекистана, был знаменитым резчиком по дереву, впрочем, как и его отец, и отец его отца. (Предки Мухаррам делали такие двери… за одну давали сорок верблюдов!). Отец посвятил маленькую Мухаррам (ей было всего 11 лет) во все секреты народно-прикладного искусства. Отец и учитель, дочь и ученица — именно в таком разрезе складывались их отношения.  В результате именно ей, более других детей увлеченной творчеством, отец передал семейное дело. И девушка достойно пронесла его через всю свою жизнь.

Первая работа у Мухаррам началась в 1968 году на Ташкентском керамическом заводе мастером по резьбе по дереву. В 1987 году стала членом Художественной Академии Республики Узбекистан.  Сейчас работы, созданные ее маленькими сильными руками, украшают здание Олий Мажлиса, мечеть Хазрати Имама (Хастимом), Государственный музей истории Узбекистана: двери, колонны, деревянные панно. В августе 2008 года Мухаррам Нигматовна Ибрагимова, единственная женщина в Средней Азии, удостоена почетного звания «Народный мастер Республики Узбекистан»


Работы Мухаррам Ибрагимовой

Мухаррам-опа скромно умолчала о том, что вместе со своими великолепными работами участвовала на престижных международных выставках прикладного искусства за рубежом, имеет награды и дипломы республиканских и международных конкурсов. Зато с гордостью демонстрирует уникальное произведение, созданное ею по ее авторской запатентованной методике.


Что бы это могло быть? Это — декоративная тыква, которую, к счастью, нельзя есть, в быту она используется исключительно утилитарно, как ваза для сухоцветов, например. Мухаррам-опа довела это чудо природы до совершенства, украсила затейливыми узорами, облагородила и возвела в ранг предмета декоративно-прикладного искусства. Процесс создания такой уникальной вещицы настолько долгосрочен, что даже успеет созреть новый урожай — как материал для новых шедевров.  Полгода тыква сохнет, выскобленная изнутри. Затем на поверхность наносится рисунок — не шаблонный трафарет, а созданный вручную узор. Следом — долгий, кропотливый и трудоемкий процесс резьбы… по тыкве, и, как завершающий аккорд — покрытие лаком, чтобы придать тыкве по-настоящему блестящий (во всех отношениях) вид.

 


Судьба щедро одарила эту женщину. Муж Мухаррам — пичокчи — мастер, создающий ножи. (Кстати, дед Мухаррам, помимо резьбы по дереву, тоже был пичокчи. Так рукоятками его ножей, сделанных из рога животных, можно было лечить раны — больное место заживало буквально на глазах. И даже если это просто красивая легенда, очень хочется в нее верить). Муж работал вместе с Мухаррам, повсюду ее сопровождал, всегда был рядом. А когда маленькую женщину не воспринимали всерьез заказчики, он приходил на помощь: вел переговоры,  договаривался с клиентами, улаживал все дела и отводил проблемы. 

У Мухаррам множество учеников. Но самые дорогией ее ученики — это ее талантливые сыновья, взявшие в свои руки дело жизни своей матери. И об одном из них, Жамшиде Гаипове, следующий рассказ.

 

Жамшид



Жамшид Гаипов, продолжатель традиций и наследник дела своих родителей. Если мерить поколениями, то Жамшид — представитель седьмого по счету поколения в династии резчиков по дереву Ибрагимовых-Гаиповых.

За долгие годы работы (а начинал Жамшид, как и положено в семье усто, в раннем детстве) он выработал собственную стилистику, освоил технику многоуровневой резьбы, добавил в свои творения вкрапления перламутра, — вместо минералов, которыми в прошлом инкрустировали деревянные кружева.



У Жамшида возник грандиозный замысел: создать самую высокую в Узбекистане резную колонну. Работа над этим заняла много времени, но в итоге мы видим готовые фрагменты, и в ближайшем будущем будет собрана величественная колонна высотою около 15 метров , которая найдет свое место в одном из прекрасных уголков нашего города.

 



Традиционные формы, в которые превращается обыкновенное дерево — массивные двери, декоративные панели, подставки под книги, шкатулки...








Многоуровневая техника резьбы по дереву требует особого мастерства, при этом мастер фактически не имеет права на ошибку, ведь виртуозные завитки орнамента — единый узор, должный стать воплощением первоначального замысла мастера. Сколько терпения и времени требует такая работа — сложно даже представить... Каждый узор, перенесенный на предмет — авторская разработка Жамшида.









В скором будущем Жамшид планирует открыть музей, посвященный резьбе по дереву, в котором будут представлены образцы из разных областей Узбекистана, ведь в каждой области — своя, уникальная школа. 

Секреты резьбы по дереву так и останутся в руках мастеров, которых у нас — великое множество. Семье действительно выдающихся мастеров Ибрагимовых-Гаиповых — добра, счастья и радости творчества, без которого немыслима жизнь усто, а Мухаррам Нигматовне — крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Посещение дома и мастерской резчиков по дереву Ибрагимовых состоялось в рамках пресс-тура для on-line журналистов, организованного председателем Академии Художеств Узбекистана Турсунали Каримовичем Кузиевым.  Благодарим за предоставленную возможность.

 

http://www.pr.uz/nashe-vse/5796

 


Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов

 

Сайт создан в системе uCoz