Джамшид Гаипов. Восточная сказка деревянного кружева


Для встречи с удивительным и неведомым, совсем не обязательно отправляться в дальние страны. Иногда достаточно просто выйти из дома. Выйти и отправиться в какой-нибудь уголок собственного города, например в старый ташкентский район Кукча, в традиционную узбекскую махаллю. И какие чудеса могут ждать нас за воротами обычного дома, даже представить сложно.

Нас встречает хозяин, Джамшид Гаипов, резчик по дереву в седьмом поколении. Но в первый момент вы будете не в состоянии кого-то видеть и слышать. Потому что за спиной мастера, открывшего вам двери своего гостеприимного дома, вы сразу увидите деревянные ажурные полотна. Они словно светятся в ласковых лучах осеннего ташкентского солнца, и блики его играют на благородном теле чинар, ореха и глазках перламутра.

Мы рассыпаемся, щелкая затворами фотоаппаратов, по маленькому дворику, подолгу замирая перед каждым ажурным чудом. Вот огромная дверная четырехстворчатая рама из теплого ореха с витиеватым растительным узором и инкрустацией из перламутра.

А эта дверь похожа на роскошный ковер. Часть элементов узора – не обработана – там будут латунные детали. И дверь станет копией врат дворца какого-нибудь средневекового хана.

Декоративная панель с инкрустацией из перламутра. Перламутр наш, сырдарьинский. Джамшид рассказывает, что традиционно в домах узбекской знати, резное дерево инкрустировали ониксом. Но сейчас это удовольствие немыслимо дорогое.

Вдоль одной из стен двора расположилась гигантская конструкция, которую трудно охватить взглядом целиком. Это резная колонна из орехового дерева, разобранная на части. Сквозь ветви огромного дерева хурмы, свет пробивался неравномерно и от того различные части колонны играли самыми разными цветами. От тускло-коричневого до желтого и оранжевого.

Это средняя часть основы, украшенная перламутром:

Сам ствол колонны с латунными восьмиконечными звездами:



А эта деталь похожа на тандыр. В ней чередуется гладкая шлифованная поверхность с резными фрагментами, которые напоминают элементы золотой вышивки по краям узбекского национального платья..

Если вы хоть раз были в Узбекистане и заходили в старые дворцы и мечети Хивы, Коканда, Бухары или Самарканда, то вы видели и такие двери, и такие колонны. Только выполнены они мастерами, которых отделяет от мастера Джамшида Гаипова временной отрезок длиною в 400-500 лет.

Мы спускаемся в подвал-мастерскую. Там творят помощники Джамшида. По прорисованному им эскизу они специальным инструментов срезают с дерева все лишнее, проявляя на поверхности выпуклую витиеватую вязь.

Инструменты Джамшид со своими мастерами изготавливают сами, проектируют их в зависимости от задуманной техники узора.
Мастерская уставлена готовыми мелкими работами.

Подставка под книги, конструкция которых более напоминает деревянную логическую игрушку-головоломку.

Россыпь резных шкатулок, еще не покрытых лаком. Я не нашла на полке двух одинаковых.



 

Деревянные панели, обработанные самыми разными техниками:

 

Одни и те же элементы эскиза выглядят совершенно по-разному, в зависимости от глубины резьбы и технологии лакирования

Мы спрашивали и спрашивали Джамшида о техниках и узбекских школах резьбы по дереву. Он знал все! Слушая его описания, подумалось, что как хотелось бы, чтобы существовал такой музей, где можно было бы увидеть все рядом: ташкентскую, кокандскую, хорезмскую, бухарскую, самаркандскую школу. Чтобы рядом с работами современных резчиков стояли работы многовековой давности. И хотелось увидеть работы времен Амира Тимура, периода, когда Тимур привозил резчиков по дереву со всех стран. И как местная, узбекская, школа резьбы видоизменялась под влиянием иранских или индийских мастеров.
Я озвучила этот вопрос. На что Джамшид лукаво улыбнулся.


- Будет, будет такой музей,- сказал он.- Я уже ремонтирую здание, в котором будут и мастерские и музейная экспозиция. Дайте время…


Пока мы увлеченно слушали Джамшида, его помощники вынесли из склада огромную дверь темного ореха. Джамшид предложил нам подойти к ней поближе.



И вот тут уже просто не было слов, потому что великолепие этого деревянного полотна таково, что слов наверное нет таких, чтобы описать его словами.

Техника многоуровневой резьбы разработана самим Джамшидом. Он объясняет, как происходит подобная резьба, и умом детали понимаешь, а вот глаза этого чуда постичь не могут.

Здесь четыре слоя узора, расположенных на разной глубине. И кажется, что все состоит из четырех различных склеенных слоев.

Но никакой склейки! Это пласт цельного орехового дерева.

Мы попросили Джамшида Гаипова попозировать нам рядом этой невероятной дверью. И Джамшид сделал нам подарок. Он отправился в дом и вернулся оттуда в традиционной национальной узбекской одежде.

Вот он, мастер Джамшид Гаипов, открытый и приветливый. Резчик по дереву в седьмом поколении. В этом человеке живут невиданные образы ажурных полотен, а талантливые руки его умеют раскрыть эти полотна в обычном куске дерева.

Джамшид Гаипов - хранитель многовековой тайны восточного деревянного кружева.


Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов Жамшид Гаипов

 

Сайт создан в системе uCoz